Изменение климата - мифы и факты

климата

Автор статьи

Диана Гамазова

Поделитесь записью

Другие публикации на темы

Всем нам хорошо известны новости об анти-рекорах высоких температур по всему миру. Засуха, обмеление рек, кризис водоснабжения населенных пунктов - все эти признаки говорят нам о неизбежности негативных последствий глобального потепления. Сегодня я решила посвятить свою новую статью именно теме всемирного потепления и рассказать вам о самых распостраненных мифах о данном феномене, а также рассказать о нем самые занятные факты.

Миф №1. Климат всегда менялся. Это естественно.

Каждый ученый согласится с тем, что климат меняется естественным образом. Он всегда менялся и всегда будет меняться. Но, что отличает сегодняшние изменения, так это беспрецидентный темп их роста.

заключили ученые в исследовании 2016 года в журнале Nature Geoscience -  "нынешняя скорость выброса человеком углерода является невиданной за последние 66 миллионов лет". Также, в статье было сказано, что скорость повышения температуры в 10 раз превышает скорость последнего массового вымирания около 56 миллионов лет назад.

Ученым известны различные причины естественных изменений климата. Двумя примерами являются долгосрочные колебания солнечного света из-за изменений орбиты Земли и блокирование попадания солнечного света на поверхность нашей планеты деятельностью Вулканов. Например, именно из-за изменения орбиты Земли несколько миллионов лет назад, Землю настигло глобальное похолодание, убившее тысячи биологических видов. А совсем недавно, (по историческим меркам), вулкан Пинатубо в 2001 году охладил поверхность Земли на 1 градус по Фаренгейту.

Но! Ни одно из этих изменений не может объяснить скачок температур с 1800-х годов. Напротив, опираясь на исследования физиков, большая часть недавнего потепления вызвана теплоулавливающими способностями парниковых газов, выделяемых при сжигании ископаемого топлива. По словам климатолога и аналитика данных доктора Зика Хаусфазера, "по нашим оценкам, 100% глобального потепления, которое пережил мир, связано с деятельностью человека. А естественные факторы - изменения в солнечной активности и извержения вулканов - привели бы к небольшому похолоданию за последние 50 лет".

Миф №2: На улице холодно. Это значит глобального потепления нет?

Всем очевидно, что Земля в целом может нагреваться, но и в  тоже время в некоторых ее частях может быть очень холодно. Тем самым, низкие температуры в некоторых регионах Земли часто приводятся в качестве доказательства против изменения климата. Известный пример -  в 2015 году сенатор Джим Инхоф из Оклахомы бросил снежок на пол Сената в холодный зимний день, чтобы опровергнуть существование изменения климата.

В данном случае,  речь идет о непонимании людьми разницы между погодой и климатом. Давайте с вами разберемся в разнице этих понятий. Термин "погода" - это краткосрочные, иногда резкие изменения в течение суток в любом конкретном месте. Климат же, это многолетняя совокупность погоды, характерная для определенной местности. Именно поэтому, как в Италии, так и в Казахстане погода зимой может быть снежной или дождливой и температуры могут варьироваться от +10 до -2, но климат в этих двух странах разный. Средиземноморский и резко-континентальный, соответсвенно.

Об этом  также можно рассуждать следующим образом: Погода - это ваше настроение сейчас; климат - это ваша личность. Глобальное потепление не отменяет мороз зимой, оно просто повышает минимальные температуры. Зима - это все равно остается зимой, просто в целом она не такая холодная.

Миф №3: Ученые расходятся во мнениях о причинах изменения климата.

Вопреки распространенному мнению, ученые не возражают против того, что изменение климата происходит и что оно вызвано человеком. Различные анализы, проводившиеся на протяжении многих лет, показали, что от 90% до 100% специалистов по климату, занимающихся публикациями, согласны с тем, что люди являются основной причиной потепления климата. Многие исследования оценивали научный консенсус, но наиболее известным, который по состоянию на это лето был загружен 1 миллион раз, является эта 2013 документ количественной оценки этого соглашения на 97%.

Согласно НАСА, "многочисленные исследования, опубликованные в рецензируемых научных журналах, показывают, что 97 или более процентов активно публикующихся климатологов согласны с этим: Тенденции потепления климата за последнее столетие с огромной вероятностью обусловлены деятельностью человека. Кроме того, большинство ведущих научных организаций мира выступили с публичными заявлениями, поддерживающими эту позицию".

Климатолог из Института Годдарда НАСА Кейт Марвел выразила этот консенсус в доступной форме: "Мы более уверены в том, что парниковые газы вызывают изменение климата, чем в том, что курение вызывает рак".

Несмотря на этот научный консенсус, только 1 из 5 американцев понимает, что почти все климатологи согласны с тем, что изменение климата реально и вызвано человеком. Это называется "разрыв консенсуса".

Миф №4: Ученые утверждают, что изменение климата уничтожит планету к 2030 году.

Ученых изучающих климат и экологию,  часто обвиняют в том, что они делают громкие заявления об изменении климата.  Например, "климат придет к катастрофе к 2030 году" или "осталось всего десятилетие, чтобы спасти нашу планету". Прежде всего, ученые этого не предсказывают и не делают таких заявлений. Однако некоторые политики и СМИ используют отдельные научные данные, чтобы создать впечатление о надвигающемся конце света - Армагеддоне.

Этот конкретный миф происходит из Специального доклада, подготовленного Межправительственной группой экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) написанного в 2018 году. А вот и сама цитата:

“Ограничение глобального потепления до 1,5°C потребует "быстрых и далеко идущих" изменений в земле, энергетике, промышленности, зданиях, транспорте и городах. Глобальные чистые антропогенные выбросы двуокиси углерода (CO2) должны снизиться примерно на 45% по сравнению с уровнем 2010 года к 2030 году, достигнув "чистого нуля" около 2050 года".

Проще говоря,  если мировое сообщество хочет избежать преодоления порога потепления в 1,5°C, то нам необходимо резко сократить выбросы вредоносных газов путем быстрого сокращения использования ископаемого топлива к концу этого десятилетия. На данный момент Земля нагрелась на чуть более чем на 1 градус Цельсия; подавляющее большинство ученых согласны с тем, что шансов удержать потепление ниже 1,5 градуса практически нет.

Не допустить потепления выше 1,5°C - цель, которую часто называют пределом, необходимым для предотвращения наиболее серьезных последствий изменения климата. Но 1,5 градуса - это не магическая точка предела. Не существует яркой линии, отделяющей "нормальное" явление от "катастрофического". Скорее, последствия глобального потепления становятся все хуже по мере постепенного повышения температуры. Некоторые из них уже начались и имеют серьезные, негативные последствия как на экосистемы, так и на людей.

А теперь факты!

Факт №1

Последние 7 лет были самыми теплыми за всю историю наблюдений.

2020 год сравнялся с 2016 годом как самый жаркий год в истории, по данным НАСА.

"Последние семь лет были самыми теплыми за всю историю наблюдений, что свидетельствует о продолжающейся тенденции резкого потепления", - говорит директор Института космических исследований имени Годдарда (GISS) Гэвин Шмидт. "Является ли один год рекордным или нет, на самом деле не так важно - важны долгосрочные тенденции. С учетом этих тенденций и по мере усиления антропогенного воздействия на климат, мы должны ожидать, что рекорды будут продолжаться".

Факт №2

Последствия для здоровья человека гораздо страшнее, чем в любом фильме про клоунов.

Повышение температуры - в сочетании с ростом населения и увеличением числа пожилых людей - привело к увеличению смертности от жары, согласно исследованию, опубликованному в 2018 году в журнале The Lancet.

В статье сделан вывод о том, что недостаточность адаптационных возможностей и предпринимаемых усилий по сокращению выбросов угрожает человеческим жизням и национальным системам здравоохранения. Уязвимые сообщества уже пострадали в первую очередь и сильнее всего.

Но гипертермия - не единственный риск, который несет изменение климата для жизни людей. Повышение температуры ухудшает качество воздуха, негативно влияет на урожай, увеличивает распространение инфекционных заболеваний и угрожает запасам пресной воды.

Факт №3

Потепление климата также увеличивает интенсивность стихийных бедствий.

Хотя количество лесных пожаров с годами уменьшилось, по данным ВМО, площадь выжигания и интенсивность пожаров увеличились. В настоящее время дикие пожары бушуют в Калифорнии - только в 2021 году они унесли более 2 000 000 акров земли.

Ураганы также достигают новых пределов. Частота ураганов высокой интенсивности - категории 4 и 5 - увеличилась за последние 30 лет. Выйти невредимым из этих ураганов стало гораздо сложнее, и в будущем это будет только сложнее.

Изменение климата приводит к смещению времен года. Осени, зимы и весны становятся все короче, а лето растягивается на обычно прохладные месяцы. В результате наши зимы теряют снег и лед, что делает места, когда-то известные по своим зимним развлечениям теряют свое очарование.

Факт№3

Более 1 миллиона видов находятся под угрозой исчезновения из-за изменения климата

Представьте себе, что вы решили нарисовать черепаху и вынуждены объяснять своим детям, что это был за большой панцирь с ножками и головой и почему ее больше нет. Почти половина всех земноводных находится под угрозой исчезновения из-за изменения климата - так что это может стать реальностью, если мы не примем меры в ближайшее время.

Вымирание - это естественное явление, которое уносит около пяти видов в год. Но некоторые эксперты считают, что мы находимся в самом разгаре шестого массового вымирания, вызванного в основном деятельностью человека.

По оценкам ученых, в настоящее время ежедневно вымирают десятки видов растений и животных, что почти в 1000 раз превышает естественные темпы. К середине столетия исчезнет от 30 до 50 процентов всех видов, обитающих на Земле.

Если позволить этому продолжаться, то "это преступление равносильно тому, чтобы бездумно бросать в огонь книги из Александрийской библиотеки, уничтожая общее наследие всего человечества", - говорится в обзоре Национального института гигиены окружающей среды, опубликованном в 2009 году.

Видовое разнообразие имеет решающее значение для устойчивости экосистем, и без него экологические сообщества не смогут противостоять изменениям - особенно тем, которые мы на них обрушиваем.

Подводя итоги, человечество не сможет изменить свой старт, ознаменовавшийся разрушением экосистем, но всегда может изменить свой финишь, повернув на путь устойчивого, экологичного развития. Лишь обьеденившись, человечество сможет продвинуться в улучшении экологической ситуации в мире в этом десятилетии.

Автор статьи: Диана Гамазова

Следите за событиями в соцсетях

This error message is only visible to WordPress admins
There has been a problem with your Instagram Feed.
Корзина